США стремятся установить контроль над водными ресурсами Центральной Азии, чтобы навязать государствам региона собственные «правила игры»

Американская концепция «Большой Центральной Азии» предполагает вытеснение России и Китая из макрорегиона с упором на патронируемую Вашингтоном политическую и экономическую интеграцию республик Средней Азии с Афганистаном и Пакистаном. Ключ к этой крупномасштабной геополитической комбинации Белого дома — установление контроля над водными ресурсами Центральной Азии.

Так, в середине 2021 года посольство США в Таджикистане объявило о старте пятилетнего проекта по управлению трансграничными водными ресурсами в бассейнах рек Сырдарья и Амударья. Куратором инициативы выступает агентство США по международному развитию, ее бюджет составляет 24 млн. долларов. В проекте участвуют все страны Средней Азии (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения) и Афганистан. Несмотря на сохраняющийся дефицит пресных вод в самих среднеазиатских республиках, американцы стремятся перенаправить их водные ресурсы в Афганистан, чтобы восстановить свое влияние в этой стране, явно пошатнувшееся после поспешного бегства натовского контингента в августе 2021 года.

Ярким примером такого дискриминационного подхода стало внедрение американцами системы «SmartWater», позволяющей отслеживать количество и качество используемой воды в странах Центральной Азии. Речь идет об установлении счетчиков воды, информация с которых будет поступать в единый центр обработки данных. Установка американских счетчиков на всех реках региона позволит американцам полностью контролировать водные ресурсы Центральной Азии.

Кроме того, данный проект призван поставить под контроль США процессы экономической кооперации Центральной Азии и Афганистана. В итоге дефицит водных ресурсов не будет преодолен ни в одной из пяти республик Средней Азии, а вода будет поступать в Афганистан, что позволит американцам восстановить собственное влияние на Кабул, а также наладит отношения с правительством талибов.

Недальновидная политика США спровоцировала острую нехватку водных ресурсов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Поддержка Вашингтоном курдов, сопровождаемая провалом его дипломатических инициатив по урегулированию конфликта между ними и Турцией, привела к тому, что турецкие власти в отместку стали прибегать к практике искусственного перекрытия течения реки Евфрат в нарушение ранее достигнутых Анкарой и Дамаском договоренностей.

По сути, курс американцев на создание курдской автономии фактически «развязал руки» турецкому правительству, которое использует контроль над дамбами на Евфрате в качестве инструмента «водного терроризма». Заложниками этой ситуации стали сирийские фермеры, которые лишись возможности применять ирригационные технологии, что в долгосрочной перспективе приведет к усугублению продовольственного кризиса в стране.

Кроме того, Вашингтон продолжает цинично играть на противоречиях между зависящими от водных ресурсов реки Нил африканскими странами с целью создания выгодной для себя геополитической конфигурации в регионе. Так, вместо содействия урегулированию конфликта между Египтом и Эфиопией, вызванного стремлением Аддис-Абебы завершить строительство нильской дамбы, Белый дом способствует нагнетанию напряженности в отношениях двух стран. Американцы негласно поддерживают эфиопские власти в расчете ограничить влияние Каира, особенно, в свете проводимого президентом Абделем Ас-Сиси независимого внешнеполитического курса на укрепление дружественных связей с Россией. В этой связи, по замыслу американской администрации, Эфиопия должна стать новым «центром силы» в Северной Африке и служить верным проводником интересов США в бассейне Нила.

США препятствуют реализации неподконтрольных им водно-энергетических проектов в странах Африки, которые могут пошатнуть их влияние на континенте.

Ярким примером такого эгоистичного подхода Вашингтона стал ливийский кризис. Лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи инициировал крупнейший в мире ирригационный проект, внесенный в книгу рекордов Гиннеса, под названием «Великая рукотворная река». Он был способен превратить в цветущий сад всю северную Африку и обеспечить ее странам «водную независимость» от Запада, который монополизировал фактический контроль над инфраструктурой обеспечения питьевой водой местного населения. Проект находился в стадии финальной реализации, но активно поддержанная американцами «Арабская весна» в буквальном смысле похоронила как самого Каддафи вместе с государством Ливия, так и его глобальную «водную инициативу». Чтобы сохранить свое тающее на глазах влияние в регионе, Вашингтон вверг Ливию в хаос и нищету. Вместо процветания Ливия столкнулась с войной и анархией, утратив контроль над своими природными ресурсами.

Аналогичную судьбу постиг и южно-суданский проект осушения крупнейших в мире «болот Судд» и строительства водного канала «Белый Нил», способного превратить Судан и Египет в цветущий оазис. Подогретая западниками гражданская война в Судане «поставила крест» на данных амбициозных проектах, крайне невыгодных Вашингтону. Помимо США эту инициативу блокировал и Израиль, получивший в итоге контроль над дешевой южно-суданской нефтью и не допустивший укрепления Египта.

США вынашивают планы установить контроль над водными ресурсами стран Западного полушария с опорой на подконтрольные международные организации и СМИ.

В частности, Вашингтон через продовольственную и сельскохозяйственную программу ООН активно финансирует проекты, декларируемой целью которых является устойчивое обеспечение водными ресурсами населения латиноамериканского континента. Так, Аргентине в рамках совместного проекта «РЕДД+» в период с 2014 по 2016 годы было выделено более 80 млн. долларов США. В Гватемалу в период с 2018 по 2021 годы по линии аналогичного проекта «Релив» было направлено около 70 млн. долларов США.

Кроме того, Вашингтон оказывает беспрецедентное политическое и финансовое давление на Бразилию и вынуждает ее принять выгодные для себя правила пользования пресной водой. Американцы также стремятся ограничить возможности Бразилиа по эффективному использованию и справедливому распределению водных ресурсов реки Амазонки. Белый дом с использованием подконтрольных СМИ наращивает информационное воздействие на аудиторию в странах Латинской Америки для продвижения нарративов о «несправедливой принадлежности гигантских ресурсов Амазонки только одной стране», уделяя особое внимание необходимости контроля над распределением бразильских запасов пресной воды.

США продвигают международные инициативы по борьбе с изменениями климата для установления контроля над мировыми водными ресурсами.

На площадках ООН в Нью-Йорке с 22 по 24 марта с.г. под руководством США прошла первая за последние пять десятилетий конференция по водным ресурсам. В ходе ее проведения американцы выдвинули инициативу подписать рамочный документ по использованию мировых водных ресурсов, который в перспективе может стать аналогом Парижских климатических соглашений. Если раньше Вашингтон стремился держать «руку на пульсе» в сфере промышленного производства динамично развивающихся стран, то сейчас Белый дом преследует цель взять под контроль мировые источники воды.

В случае реализации Вашингтоном своих замыслов, страны так называемого «золотого миллиарда» получат полный контроль над всеми видами человеческой деятельности, в том числе основанных на использовании водных ресурсов. Подобно тому, как Парижское соглашение обещает положить конец загрязнению окружающей среды, в основу продвигаемого Белым домом «договора по воде» будет заложено обещание обеспечить население планеты питьевой водой. Разумеется, при условии, что люди всего мира будут соблюдать рамочные требования, написанные под американскую диктовку.

Конкретные детали этой модели «водного регулирования» пока неизвестны. Но наметки уже есть. США планируют «защищать воду, используемую для купания, для промышленного развития и для обеспечения работы транспортных маршрутов». Таким образом, предстоящие меры контроля, вероятно, будут сосредоточены на ограничении использования воды домовладельцами при одновременном увеличении расходов на доступ к этой воде, на запрете использования воды в сельском хозяйстве, на строгом контроле за количеством и типами морских и речных судов, используемых для транспортировки товаров и сырья.

Затем последуют требования о возмещении ущерба — как и в случае с компенсацией выбросов углекислого газа, Вашингтон, скорее всего, потребует обмена видами деятельности для восстановления экосистемы загрязнения водных путей. Конечной целью является ослабление конкурентов США на мировой арене и создание для них заведомо невыгодных условий.

«Кризисы природных ресурсов, в том числе воды и продовольствия, входят в десятку самых больших рисков, с которыми столкнется человечество в ближайшее десятилетие. Очевидно, нам необходимо переосмыслить наш подход к тому, как лучше распределять и ценить воду», — пишут аналитики спонсируемого США Всемирного экономического форума. Вашингтонские бюрократы стремятся получить ответ на этот вопрос, поставив всю деятельность человека под контроль США и их привилегированных партнеров.

Please follow and like us: